Авторитет и штаны
Jul. 5th, 2019 12:46 am«Меня — на планету, где не знают, кто перед кем должен приседать? Чушь!» из фильма Данелия «Кин-дза-дза».
Четланин Уэф отказывался лететь на Землю, потому что в этом диком месте вопрос, кто перед кем сколько раз должен приседать, определялся на глазок, а не по цвету штанов, как на его планете Плюг. Боюсь, что в западном, а тем более израильском, университете ему было бы совсем плохо. Хотя, штаны – они и в Африке штаны...
Конечно, в университете тоже есть свое начальство, есть люди более влиятельные и менее влиятельные, но, все-таки, иерархия намного более демократична и расплывчата. Зачастую, в хорошем месте начальник департамента, или (по-английски) chair, это должность года на три, на которую трудно найти добровольцев – куча административной работы и мало времени на исследования в обмен на небольшую прибавку к жалованию. Многие ветераны уже отбили эту повинность, и chair, скорее, является дежурным офицером, а не начальником части.
Возможно, настоящим начальством следует считать только деканов, ректора и президента. Это другой уровень администрации, совмещать который с исследованиями уже очень трудно. И чаще, хотя тоже не всегда, туда соглашаются идти люди, которых, по крайней мере, не тошнит от администрирования. При этом, завершив каденцию, даже ректор или президент остается простым профессором в своем департаменте. Конечно, сохраняются знакомства, опыт и авторитет, но по штанам не видно. Быть может, ближайшей, хоть и совсем не близкой, аналогией является Римская республика, где многие сенаторы занимали разные должности, вплоть до консулов, в течении года, иногда по нескольку раз, и всегда было много тех, кто их уже занимал в прошлом. Система обеспечивала хорошую децентрализацию власти среди правящего сенатского сословия.
Впрочем, пора перейти к истории, которую я наблюдал у нас в департаменте. Стоят как-то у входа chair и бывший президент университета, который никакой должности тогда уже не занимал. Они хотят войти, но рядом имеется наглый котяра, намылившийся туда же. Сам он дверь открыть не может, но уверенно ломится в первый ряд. В университете есть даже кормушки для этой публики, поэтому некоторые полу-ручные. Но лезть в здание – это слишком, он там может и кресло подрать, и нагадить в углу, и пойди его выстави потом. Начальник департамента никак его отогнать не может – тот шипит и от двери не отходит, а вот президент довольно уверенно подвинул его ногой, и котяра признал старшего. Дал им пройти и не пролез в открытую дверь. Я, честно говоря, не удержался и президенту сказал: «Видишь, как ты свой авторитет в университете сохранил, начальника департамента тут даже коты не слушают, а тебя...»
Эпилог «Проверь себя».
В завершение рассказа я предлагаю недоверчивому читателю самому дать разумное объяснение тому факту, что кот отнесся к бывшему президенту с бо́льшим уважением.