Не то ущелье
Jan. 23rd, 2020 12:30 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
География – не дворянская наука. Д. Фонвизин, «Недоросль».
Наши дети ходили в акробатический кружок при стадионе Тедди, и жена познакомилась там с одной дамой, тоже переехавшей в Иерусалим с приморской равнины. Та как-то рассказала, что поначалу все никак не могла ориентироваться на неплоской местности. Например, отвела ребенка первого сентября в школу, а забирать его пошла на другой холм (вверх по Черниховскому, а не по Газе). Видит, что школы нет, запаниковала, повернула под гору тоже куда-то не туда... В итоге пришлось срочно вызывать мужа по мобильнику, чтобы ребенка кто-то встретил.
Впрочем, самая шикарная история произошла, считай, на наших глазах. Вначале пару слов о географии святого города. С запада Иерусалим ограничен ущельем Сорек, по которому течет одноименный ручей. Его вынуждены пересекать все дороги от моря в Иерусалим. На севере, выше по течению, ущелье чуть меньше, а в районе первого шоссе глубина метров 250. Там подъем занимает километра 4-5 (и по первому шоссе, и через Бейт Зайт, и через Ейн Керем) с набором высоты метров 50-70 на км. Я пару раз бегал из дома круг со спуском в Сорек, получается минимум километров 15 и суммарный набор и сброс высоты метров 350.
Знакомая дама таким экстримом не занималась, но километров 8 по «относительно ровному» иногда бегала. Я бы сказал, у нас это означает набор высоты метров 100. Иерусалим находится на водоразделе между Мертвым и Средиземным морями. Из под Старого Города, лежащего в восточной части, течет в Мертвое море известнейший поток Кидрон, а юго-западная часть города плавно спускается в ущелье Рафаим, по которому течет ручей в сторону Средиземного моря и идет железная дорога. Спуск вдоль Рафаим плавный с самого начала, и как ущелье он оформляется как раз недалеко от Тедди. Дама оставляла машину на Тедди и бегала вниз по ущелью до зоопарка или подальше (например источник Лаван) и обратно. Заблудиться тут просто негде – ущелье одно. В итоге, конечно, Рафаим впадает в более глубокое ущелье Сорек (и поезд дальше идет по Сорек), но туда километров 15, а близко к Иерусалиму хребет Лаван, разделяющий Рафаим и Сорек, очень высок – метров 150 над Рафаим и метров 250 над Сорек.
Как-то раз в пятницу, звонит эта дама и говорит жене: «Ой, мне срочно нужна твоя помощь, сейчас пора забирать ребенка с кружка, а я еле двигаюсь и моя машина на Тедди. Подбери меня, пожалуйста, из дома, когда поедешь за детьми.» Немая пауза. Потом жена спрашивает
– Ты же, как обычно, бегала где-то там, у зоопарка. Как ты домой-то попала без машины?
– Ой, так получилось, я оказалась в другом ущелье, оттуда фиг выберешься, хорошо, хоть поняла, что это Эйн Керем. Я еле до дома доплелась.
Еще одна немая пауза. Это вам не на другой холм ломануться. Попасть в Сорек, не проскакав 15 километров или не поднявшись метров на 200, можно только в квантовой физике – туннельный эффект называется. Самое смешное – оказалось, это не так далеко от истины.
Недавно в новостях писали, что имеется туннель между ущельями, принадлежавший раньше компании Мекорот (подача воды), а сейчас его якобы открыли для широкой публики. Так вот, не очень-то его открыли, но раз в году проходит любительская велогонка в районе Иерусалима, и в качестве аттракции ее пускают по этому туннелю из Сорека в Рафаим. Знакомая, бежавшая по Рафаим, заметила, что открыт какой-то туннель, которого она никогда не видела, и из него выезжают велосипедисты. Ну и пошла исследовать новые территории из любопытства. Километра через полтора туннель вывел ее в Сорек. Пока она соображала, что это и где это, последние велосипедеры проехали, и туннель закрыли. Благо его открывают только для велогонки раз в году. Со стороны Сорека ее бы, наверное, и не пустили дежурившие, но она просочилась с неправильной стороны. Таким образом она оказалась в Сореке, машина у Тедди, между ними хребет, и до дома даже быстрее. (Что, кстати, неверно, но иди заставь голову трезво работать в такой ситуации.)
Надо будет на следующий заезд повторить ее подвиг – пожалуй, это самый плавный спуск в Сорек, который я знаю. Подниматься, правда, все равно придется, как обычно.