![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
«Он добавил картошки, посолил – и поставил аквариум на огонь.» Из диалогов М. Жванецкого.
Новым репатриантам по прибытии в Израиль полагается бесплатный курс языка где-то месяца на четыре. Называется он ульпан, и во времена большой алии начала 90-х ульпаны были открыты по всей стране в большом количестве. Берут курс практически все, поэтому можно познакомиться с нетривиальными персонажами. Одни наши знакомые поселились поначалу в Хедере, и этот случай произошел с их соучеником по ульпану.
Как-то раз после выходных приходит он с фингалом и на вопросы, что случилось, отвечает уклончиво. Потом все-таки разговорился, и оказалось, что ездил он недавно в Хайфу на автобусе и увидел недалеко от Хедеры хорошо различимые с шоссе пруды. Мужик был простой, в России жил в какой-то провинции и рыбу ловить любил. Вопросом, кто и зачем пруды выкопал, он не задался. А может решил, что это ирригация – в таких конторах, как ульпан, любят рассказывать героические истории, как страну с нуля строили и малярийные болота осушали – канавы рыли и эвкалипты сажали. В районе Хедеры, кстати, болота были когда-то.
В общем, решил он проверить, что за рыба в Израиле водится, взял свой велосипед, благо ехать недалеко, купил удочку и отправился. Добрался, закинул раз – почти сразу клюет. Непонятно что, но довольно здоровое. За десять минут наловил он полведра и тут видит, что по грунтовой дороге подъезжает пикап, вылезают из него два каких-то малых и идут к нему. Что-то ему говорят или спрашивают, но он не понимает, конечно, – после трех месяцев ульпана можно только по знакомой теме как-то изъясняться. И вообще, неясно, какого лешего им надо. Он им, недолго думая, показывает руками, мол, ступайте, здесь места и рыбы всем хватит. А они вместо этого хватают его ведро...
Мужик решил, что его добычу сейчас утащат какие-то наглые аборигены, полез ведро выдирать, ну и огреб, пока не угомонился. Тут, к его удивлению, местные граждане берут это ведро, вываливают обратно в пруд, возвращают ему пустым и показывают, чтобы он валил куда подальше. Только в этот момент он начал что-то подозревать, хотя еще был не уверен, был ли это рыбнадзор или хозяева пруда. Ну а преподавательница, узнав об этом случае, объяснила всему классу, давясь от смеха, что пруды частные, рыбу в них разводят на продажу, и большинство рыбы в магазине оттуда.
Эпилог.
На самом деле, основной ущерб рыбным прудам от совсем других рыболовов. Как-то к северу от Бейт-Шеана мы гуляли семьей недалеко от такой системы прудов и видели не одну цаплю, инспектирующую хозяйство. Кстати, отмечу также, что, по нашему впечатлению, надо очень постараться, чтобы не понять, что пруд сделан именно для разведения рыбы. Может быть, мужик и не так прост, как рассказывал, а, приехав, все понял, но решил попытать счастья – авось не поймают, а если поймают, так скажу «деньги мало, иврит мало»1. Правда, не срослось – приехавшие, как мы знаем, тоже были люди простые или тоже сделали вид, что не поняли.
Тем не менее, и местные птицы – это не самый большой ущерб, а настоящая проблема – с залетными, точнее – с перелетными. Через Израиль проходит один из главных маршрутов птичьей миграции из Европы в Африку и наоборот. Многие стаи останавливаются восстановить силы, а отдельные особи остаются зимовать. Смотреть на журавлей, аистов и других птиц во время миграции – одно из стандартных местных развлечений. Чтобы журавли не обжирали фермерские поля, им даже где-то централизованно высыпают кукурузы за госсчет, а с остальных полей как-то отпугивают. Откупаются по дешевке.
А вот с рыбой сложнее. Жалобы есть, как-то и в новостях упоминали, но я не помню, чтобы государство уже что-то делало. В конце концов, можно вырастить какой-то вид подешевле, но все равно надо заводить целый казенный пруд. В сезон, ведь, летят тысячи пеликанов, и каждый сожрет килограмма по два в день, если ему дадут. Уж не знаю, как бы окрестил их главврач Онищенко2, наверное, летающие крокодилы.
Кстати, в средние века пеликаны вызывали очень нетривиальные ассоциации без всяких санврачей. Считалось, что они разрывают грудь и кормят птенцов своей кровью. Возможно, издали так казалось – работали с небольшим зумом, не то, что сейчас. Поэтому Христа изображали в виде пеликана, и пеликан – символ родительской любви в геральдике и эмблема доноров в Швеции. Также пеликан свят для мусульман за то, что носил в своем подклювном мешке камни для строительства храмов в Мекке. И, наконец, он называется нєсъιтъ по старо-славянски и שקנאי на иврите. Так как שק на иврите мешок, то ивритское название примерно означает мешочник. Пожалуй, эти два названия ближе к истине.
Corrigendum.
Оказалось, что я отстал от времени, и программа кормления пеликанов существует уже несколько лет. Простейшим решением было бы произвести backdating, поменяв дату написания на 2010 год. В отличии от биржевых отчетов про выписанные задним числом опции, в этом случае не посадят. Но «мы пойдем другим путем», благо в интернетах все на виду.
Вот здесь, например, имеется длинная статья на иврите, а картинки интересны и без иврита. Иллюстрация на тему тысяча пеликанов и один пруд. В частности, приводятся следующие утверждения: раньше пеликаны летали здесь без остановок, а отжирались где-то в Турции и Сирии. С развитием прудов они стали задерживаться и у нас. В очень голодном виде могут сожрать намного больше двух кг. Отпугивают их сиреной и лодками, стрелять запретили. В последнее время из-за войны в Сирии и проблем в Турции прибывают все бо́льшие стаи, были случаи, когда прилетели совсем оголодавшие и, плюхнувшись в пруд, не пугались ничего – летать почти не могли. Программа подкорма началась несколько лет назад, на нее уходят десятки тонн несортовой рыбы. Успех не до конца ясен: пару лет назад оставались зимовать 200–300 (зачастую, те, кто не мог лететь дальше), теперь 800. Идут споры: то ли недокормили, то ли наоборот – зачем лететь в Судан, если «и здесь неплохо кормят».
1. Среди русскоязычных новых репатриантов ходила шутка, что хороший способ прикинуться шлангом, чтобы отвязались (например контролеры в автобусе), это заявить «כסף אין, עברית קטן». Сказано подчеркнуто неграмотно, примерный русский перевод, имитирующий ошибки, «нет деньги, иврит маленькая».
2. Бывший главсанврач Онищенко как-то сказал «Ворон надо нещадно уничтожать, ворона – это пернатый волк.» Он также запомнился санитарным запрещением и разрешением минеральной воды боржоми, грузинского вина и других продуктов в соответствии с политической обстановкой. Поэтому, несмотря на очевидную комичность персонажа, с какого-то момента к тому, что он нес, приходилось внимательно прислушиваться.
no subject
Date: 2019-08-12 05:47 am (UTC)именно оттуда болшинство моих птичек
>>ысячи пеликанов, ~ 40,000 пеликанов
есть пруд куда грузят рыбу тоннами для пеликанов, все ок сейчас
no subject
Date: 2019-08-12 07:58 am (UTC)А где кормовой пруд, кстати?
no subject
Date: 2019-08-12 01:05 pm (UTC)no subject
Date: 2019-08-12 07:28 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-12 07:44 am (UTC)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8B
"Поймав рыбу, пеликан через клюв отцеживает воду из горлового мешка (до 5 литров) и проглатывает добычу. В день он съедает более килограмма рыбы."
no subject
Date: 2019-08-12 11:16 am (UTC)no subject
Date: 2019-08-12 11:59 am (UTC)Там говорится, что программа по подкормке уже имеется и на нее уходят десятки тонн.