svyatogorodski: (Default)
[personal profile] svyatogorodski

Раньше было как-то само-собой очевидно, что участники неудавшегося путча жили меньше, чем уцелевший правитель. В силу самых прозаических физических причин. Сейчас, казалось бы, все не так просто, но вот поди ж ты – умер последний участник ГКЧП, не дотянув месяца до тридцатилетия путча, а Михал Сергеич все здравствует, обойдя уже даже Керенского...

P.S. Можно долго спорить, кто виноват в развале СССР, но, на мой взгляд, довольно очевидно, что последние гвозди в крышку гроба забили именно члены этого самого госкома по ЧП. Именно их эксперимент с танчиками на Ленпроспекте выявил уровень поддержки старой власти простым народом в тот конкретный исторический момент...

Date: 2021-07-28 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] asa-nisi-masa-1.livejournal.com
Что касается ГКЧП, я до сих пор не могу понять что это было и кем организовано.
Трудно мне поверить, что если бы ближний круг Горбачёва (включая министра обороны и председателя КГБ) действительно хотели бы его скинуть они это не сделали.

Date: 2021-07-29 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
1. Кем и как? Консервативной фракцией в Политбюро, у которых из-под ног уходила почва. тут никаких тайн нет.

2. Трудно поверить...

Мне — не трудно. Они хотели поставить Горбачева перед фактом, чтобы он к ним присоединился. Это бы дало легитимацию процессу. Он, кстати, перед всеми событиями вел себя довольно двусмысленно. Вот они и подумали...

Date: 2021-07-29 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] asa-nisi-masa-1.livejournal.com
Ну вот к примеру: почему они не арестовали Ельцина до объявления черезвычайного положения. Почему не позаботились отключить телевидение РФ. Почему не разогнали защитников белого дома когда они только начали собираться (см. недавние протесты в Минске). неужели во главе КГБ, спецслужбы крупнейшей сверхдержавы, стояли такие профаны? Не укладывается у меня это в голове.

Date: 2021-07-29 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Это не профаны. Это была группа людей, у которых в голове не было ничего, кроме консервативных иллюзий и активного неприятия реальности. Им в самом деле не было на кого опереться, потому что многие в силовых структурах уже почувствовали, что настоящее дает им новые возможности, хотя и отнимает видимость власти. К 91 году очень многие во власти успели сориентироваться в обстановке. А вот эти — нет, не сумели. В составе ГКЧП были или сильно оторванные от реальности партийные чиновники (даже тот же Крючков, не имевший никакого опыта оперативной работы), либо "красные технократы", которых достаточно рано взяли в управленческие и партийные структуры (т.е. — оторвали от земли). Плюс ко всему — личные качества этих случайно собранных людей были крайне низкие. Бесцветные личности второго-третьего плана. Это даже не Хрущев с Маленковым. Вот и вышло то, что вышло.
Edited Date: 2021-07-29 07:33 am (UTC)

Date: 2021-07-29 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
Они вроде сразу сказали по радио что в связи с состоянием здоровья Горбачева.... По-моему они его не планировали с собой брать.

Date: 2021-07-29 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Они об этом объявили только после того, как 18 августа он отказался. Это есть во всех мемуарах.

Date: 2021-07-29 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
Ну я как очевидец... (того как объявляли, как он отказался мне не показывали)

Date: 2021-07-29 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Сам - очевидец. Вернее — очеслышец. :-) Тем не менее, о визите известно очень многое (https://yeltsin.ru/day-by-day/1991/08/18/comment/299/).

Из обвинительного заключения по делу ГКЧП:
«18 августа 1991 года около 13 часов с военного аэродрома в Чкаловском на выделенном Язовым Д.Т. самолете в Крым вылетели Бакланов, Болдин, Шенин, Варенников. На его борту находились и привлеченные к заговору Крючковым начальник Службы охраны КГБ СССР Плеханов Ю.С., начальник специального эксплуатационно-технического управления при ХОЗУ КГБ СССР Генералов В.В. с группой сотрудников УПС (Управления правительственной связи–они должны были отключить все телефоны–О.М.) и 18-го отделения Комитета государственной безопасности, в задачу которых входила непосредственная реализация на месте мероприятий по изоляции Президента СССР. В этих целях Крючков заблаговременно отдал команду о переподчинении Плеханову и Генералову Симферопольского пограничного отряда и Балаклавской бригады сторожевых кораблей, выделил в их распоряжение вооруженную группу сотрудников КГБ СССР. Во время полета Плеханов, действуя согласно полученным от Крючкова инструкциям, дал команду к 16 часам 30 минутам отключить у Президента СССР все виды связи, в т.ч. стратегическую…Плеханов, пользуясь своим служебным положением, обеспечил Бакланову, Шенину, Болдину и Варенникову беспрепятственный доступ на объект«Заря»–резиденцию Президента СССР и, отстранив начальника личной охраны Президента СССР Медведева В.Т., руководство всеми службами охраны возложил на Генералова…».
До этой минуты заговор протекал, как видим, довольно четко и слаженно. Слаженность эту нарушила встреча«высокой делегации»с Горбачевым.

Горбачев:
«Сразу в начале встречи я поставил вопрос:«Прежде чем продолжать разговор, хочу спросить: кто вас послал?»Ответ:«Комитет»…–Какой комитет?–Ну вот–комитет в связи с чрезвычайной обстановкой в стране.–Кто его создал? Я не создавал, Верховный Совет не создавал. Кто его создал? Речь со стороны прибывших шла о том, что люди уже объединились и нужен указ Президента. Вопрос передо мной поставлен так: или вы издайте указ и оставайтесь здесь, или передайте полномочия вице-президенту. Бакланов сказал, что Ельцин арестован. Затем поправился: будет арестован по пути.–В связи с чем так ставится вопрос?–Ситуация в стране такая–страна катится к катастрофе, надо принимать меры, нужно чрезвычайное положение–другие меры уже не спасут, нельзя больше предаваться иллюзиям…И так далее. Мой ответ состоял в том, что я не хуже их знаю политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране, положение людей, их жизнь, все тяготы, которые они несут сейчас. И надо делать быстрее все то, что нужно для улучшения жизни. Но я решительный противник…таких способов решения вопросов, которые всегда приводили к гибели людей–сотнями, тысячами, миллионами…Ультиматум их я отверг…–И вы, и те, кто вас послал–авантюристы. Вы погубите себя–ну, это ваше дело, черт с вами. Но вы погубите страну, все, что мы уже сделали. Передайте это комитету, который вас послал. Сейчас мы подошли к подписанию Договора. Вместе с республиками подготовлены крупные решения по продовольственным, топливным, финансовым проблемам…Только самоубийцы могут предлагать сейчас вводить чрезвычайный режим в стране. На это я не пойду.

Date: 2021-07-29 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Продолжение

Именно в этот момент Варенников заявил:–Подайте в отставку. Это наглое требование генерала я отклонил: вы не дождетесь от меня ни того ни другого, передайте это всем тем, кто вас послал сюда…Ну вот вы завтра чрезвычайное положение объявите. А что дальше? Вы хоть спрогнозируйте на один день, на четыре шага–что дальше? Страна отвергнет, не поддержит эти меры. Вы хотите сыграть на трудностях, на том, что народ устал, что он уже готов поддержать любого диктатора…–Я предлагаю созвать Верховный Совет, Съезд и все решать. Вы обеспокоены нынешней ситуацией? Она беспокоит всех нас. Вы считаете, что нужны срочные неотложные меры. Я такого же мнения. Давайте соберемся и будем решать…Но это был разговор с глухонемыми. Машина была запущена–теперь это ясно. Я сказал:–Все, другого разговора не может быть. Доложите, что я выступаю категорически против ваших замыслов, и вы потерпите поражение. Но мне страшно за народ и за то, что мы сделали за эти годы…Наиболее грубо вел себя Варенников. Был такой момент. Я сказал:«Не помню, как Вас зовут (помнил, конечно!), Валентин Иванович? Так вот, Валентин Иванович, общество, народ–не батальон: скомандуешь: направо или налево марш!–и все пойдут, куда скажете. Не будет так. Помяните мое слово». А в конце разговора я послал их туда, куда в подобных случаях посылают русские люди…».

Date: 2021-07-29 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
Про Варенникова говорили сразу после, что он в Форосе больше всех выступал (он и подсел, хоть не был в гкчп). Но я думал, что они мотались туда уже после заявления с тем чтобы Мишка уволился. Без других планов.

Date: 2021-07-29 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] profi.livejournal.com
Варенников был олицетворением армейских мракобесов. Ястреб, сталинист и, естественно, антисемит. Он стоял за всеми регшениями о применении армии против гражданских, за которые потом приходилось отдуваться Горбачеву. Он дергал за ниточки членов ГКЧП, давил на них. Я думаю, члены ГКЧП его побаивались.

Date: 2021-07-29 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Про народ, конечно, читать лестно, но я подозреваю, что рухнула chаin of command в армии. Если начальник отдаёт приказ, а подчинённый отказывается его выполнить — это не просто невыполненный приказ: подчинённый автоматически становится бунтовщиком и если его не расстреливать на месте, то он повернёт своё оружие против начальника.

Пока ГКЧПисты отдавали армии приказы исключительно про манёвры (занять позиции там или здесь), это было ещё терпимо и причин бунтовать у подчинённых не было. Но вот приказа стрелять в мирный народ (а в кого ещё?) так никто и не осмелился отдать. Ключевой тест так и не сделали.
Edited Date: 2021-07-29 04:47 am (UTC)

Date: 2021-07-29 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
Конечно, в итоге армия не пошла. Несколько генералов отказались и т.д. Но причина в народе, вышедшем на площадь. Армии нужна легитимация, она может быть разной, но какая-то нужна всегда. Их учили одному – есть враги строя, их можно мочить, а тут выяснилось что десятки процентов враги строя. Так сразу не перестроишься.

Есть режимы (Корея, Венесуэла, батька хочет построить) где карательным органам ясно, что за ними меньшинство, но у них привилегии о-го-го (в том же Китае служить в армии хапашем – это карьера). А тут в армии были простые призывники, какого хрена им это все поддерживать?

Вот как сейчас делают (пытаются): миллионы человек, с пенсией в 45 или когда там, и тому подобным – это сословие с привилегиями, их мотивация (а отсюда и легитимация) понятна – мы типа аристократы, или хотя бы охранители, мы особые, мы государевы люди....

Date: 2021-07-29 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
Да, нынешняя армия, пожалуй, выполнила бы приказ стрелять. Но и в СССР не дураки сидели: первейший принцип был посылать на военную службу как можно дальше от дома, чтоб у призывников не было никаких оснований отождествлять себя с местным народом. Под Москвой стояли части, набранные в Средней Азии из деревенских парней, с трудом понимавших по-русски десяток комманд. Учитывая, как издевались над ними русские командиры, они ни секунды не колеблясь исполнили бы приказ. Но на уровне офицеров такая практика уже не работала.

Date: 2021-07-29 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
Армия общего призыва вряд ли – срочники обычный тягловый люд без привелегий, а вот силовики всех мастей могут.

В СССР понимали, и с Новочеркасском разобрались, но там все-таки изолированный городок, никто больше не слышал, не видел, можно рассказать про контрреволюцию и прочее. А здесь шила не спрячешь, и ежу понятно что даже соцзаконность под большим вопросом как минимум, толпы народа против, за почти никого... Совсем другое дело.

Date: 2021-07-29 06:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ракетчики — не из Средней Азии.
Танкисты, в массе своей, тоже.

А кто там еще был задействован, кроме танкистов?

И потом, почему китайцы стреляли, а наши нет? Наверное все же потому, что китайцам офицеры приказ дали, а нашим нет. А уж офицеры точно не деревенские парни из аулов. На каком уровне был саботаж — генеральском, майорском или лейтенантском, понятия не имею. Скорее на генеральском.

Date: 2021-07-29 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
Когда дедушка сказал палить по белому дому, в танках сидели (по слухам) одни старшие офицеры и они получили квартиры (по слухам же), благо хватило немногих танков и учли старые ошибки. А когда ввели войска в 91 в танках сидели мальчишки, мои родители ехали с ними по Киевскому шоссе. Один танк улетел в кювет его вытаскивали, на это время машины остановили, было все хорошо видно. Да и на снимках потом, когда в Москве, видно что в танках мальчишки, но как вы и говорите, не нацмены. Ну и вообще, известно кто там был – таманская и кантемировская дивизии (одна из них как раз по Киевскому/Ленпроспекту и заходила). Приказа давить толпу, может, никто не отдал вообще. Какие-то генералы отказались брать Ельцина, я полагаю.
Edited Date: 2021-07-29 06:30 pm (UTC)

Date: 2021-07-30 07:22 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Мальчишки — они, конечно, мальчишки.

Но командир танка, наверное, все же офицер. Лейтенантов у нас много, а танков, по сравнению с лейтенантами, мало.

Кстати, мальчишек подкармливали сердобольные прохожие, что потом переросло в стихийные братания, после которых сложно было давить народ даже при наличии приказа.

Date: 2021-07-30 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] otto-katz.livejournal.com
На эту тему есть интересные мемуары Анатолия Черняева — помощника Горбачева в ту пору.

Date: 2021-07-30 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
>уровень поддержки старой власти простым народом в тот конкретный исторический момент

низкий уровень он выявил, но в пределах Садового кольца. ну и еще в Ленинграде на Дворцовой площади. в целом по стране было иначе, даже Гамсахурдия успел отметиться

Date: 2021-07-31 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
> но в пределах Садового кольца
Да ладно. Там пришел народ со всей Москвы, в пределах кольца и жило то мало (школы всегда были недоукомплектованы). Причем я от нескольких людей слышал, что совсем не тот контингент, что сейчас на митинги ходит.

Date: 2021-07-31 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
да, приходили и люди живущие в Бирюлево. но вся тусовка помещалась внутри Садового. я, впрочем, в основном говорил не о внутри московской географии, а про условный воронеж, который бомбить

95% населения той страны на путч реагировало иначе, чем активная столичная тусовка. про это не только из литературы знаю, но и так случилось что лично наблюдал будучи в разьездах. я в Москву тогда вернулся когда все закончилось, а до того был в экспедициях в Поволжье

Date: 2021-07-31 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] svyatogorodski.livejournal.com
Это была совсем не тусовка, или не та тусовка. Шпана у подъездов обсуждала, кто где был в эти дни.

Насчет Воронежа никто не узнал – слишком долго ждать ответа. У меня жена была в походе на Алтае когда дефолт случился. Так там вообще было не до конца понятно, что происходит, ясно стало когда в Москву вернулась. У провинции время реакции вообще не то.

Date: 2021-07-31 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
Вы пропустили Гамсахурдию из первого коммента. провинция реагирует быстро и чутко, для них это жизненно важно. но оно из столичного менталитета плохо видно

Profile

svyatogorodski: (Default)
svyatogorodski

June 2025

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 1112 13 14
15 16 1718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 18th, 2025 10:58 am
Powered by Dreamwidth Studios